Лента активности

Последние комментарии

Последние новости

Обобщение первого опыта | Сайт МКОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино

Версия сайта для слабовидящих

Главное меню

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Дружественные сайты

О.А.Тарасова,

директор МОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино

Т.Н.Шликене,

заместитель директора по УВР.

 

Роль игровых технологий в начальной школе.

      В статье представлен опыт экспериментальной работы педагогов начальных классов МОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области и социума по апробации игровых технологий в условиях перехода от методического объединения к кафедре.

В основе  Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования второго поколения  лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности. Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Деятельность, таким образом, выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает, что, чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, т.к. педагогическая игравид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью, которая осуществляет системно-деятельностный подход в обучении.

Наша школа МОУ СОШ с УИОП пгт. Мурыгино Юрьянского района реализует проект «Проектирование деятельности школы – образовательного центра в условиях поселка городского типа». Управление данным проектом осуществляет координационный совет и научный руководитель В.П.Ларина. Цель проекта создание школы — образовательного центра, обеспечивающего полноту и качество предоставляемых образовательных услуг с учетом образовательных потребностей учащихся разного возраста на основе интеграции ресурсов школы и социума. Расширение  образовательного пространства происходит за счет привлечения ресурсов социума. В рамках данного проекта решается вопрос перехода методического объединения начальных классов в кафедру, которая позволит, опираясь на тесное сотрудничество с детскими садами п. Мурыгино осуществлять

 

экспериментальную работу. На переходном этапе в 2009-2010 учебном году

в опытно-экспериментальной работе была апробирована технология  проведения  игры, которая основывается на  принципах: совместной творческой деятельности, сотрудничества, оптимальной самостоятельности. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной игры, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает определенные способности.

Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые (нетрадиционные) технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества. Учитель сейчас поставлен перед сложным выбором: или пытаться осваивать все возможные технологии и быть дилетантом в каждой из них, или сосредоточить свое внимание на какой-либо одной технологии и постепенно достигать в ней совершенства.

Цель работы: изучить и апробировать игровые технологии в обучении в современной начальной школе.

Были сформулированы и приняты педагогами, участвующими в эксперименте, следующие задачи:

1. Раскрыть понятие игровых технологий в обучении.

2. Показать основные разновидности  обучающих игр.

3. Изучение опыта работы по исследуемой теме.

Объект исследования: процесс обучения в современной школе.

Предмет исследования: игровые технологии обучения в школе.

Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы, эксперимент, беседа, наблюдение, анкетирование.

В качестве средства материального стимулирования формирования инновационной образовательной среды использовались возможности НСОТ, были внесены изменения в локальные акты школы, в т.ч. в Положение об оплате труда.

Администрация школы при планировании работы предполагала следующие риски:

  1. Недостаточная материально-техническая база для проведения опытно-экспериментальной работы.
  2. Недостаточность научно-методического сопровождения.
  3. Сопротивление инновационной деятельности антиадаптантов – учителей.

На первом этапе работы педагоги, работающие в начальных классах, воспитатели детских садов социума п. Мурыгино:

1. Изучали методическую литературу по теме «Игровые технологии в обучении».

2. Определили место и роль игровых технологий в учебном процессе, т.к. сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, пла­нирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспе­чивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребле­ние предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реаль­ные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) — область действи­тельности, условно воспроизводимая в игре.

3. Обобщили требования к играм в образовании:

  • Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех участников на достижение игровых целей.
  • Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Можно не задавать индивидуальных мотивов, если речь идет, к примеру, о соревновании. Но тогда возможность достижения выигрыша должна быть у каждого члена команды.
  • Возможность действия для каждого участника. Должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы он мог принимать решения, выбирать варианты способов действования, имел право отказа от действия и т.д.
  • Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
  • Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями.
  • С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень участников игры; и, во-вторых, задания подбирать с  «вилкой» от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
  • Вариативность — в игре не должно быть одного единственно возможного пути достижения цели.

На втором этапе работы рассмотрели классификацию педагогических игр по нескольким принципам, которую предлагает Г.К. Селевко. Решили  выбрать и апробировать педагогические игры по характеру игровой методики. Это предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации. Каждый учитель начальных классов выбрал одну из игр и вёл дневник педагогического эксперимента по следующей форме:

1. Теоретический материал.

Тип игры На развитие, каких качеств работает. Где можно применять. Отрицательные стороны.

 

2. Практический материал.

 

Где  применялась игра (на каких уроках) На развитие, каких качеств работала. Что получилось. Что не получилось

Каждый учитель показал урок с использованием  игровой технологии, где познакомил с технологической картой  игры: тип урока, вид игры, её  функции.

этапы игры Деятельность учителя Деятельность

ученикаМетоды, приёмыцелеполагание   планирования   реализации цели   анализа результатов

 

Коллеги дали оценку использования игровой технологии по следующим критериям:

Критерии. Баллы
оригинальность и новизна
продуманность условий
наличие в игре различных ролей для разных её участников
наличие в игре определённых правил
точность критериев оценки успешности проведения игры

 

0 баллов — полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных признаков;

1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака;

2 балла — присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

На третьем этапе каждый учитель приготовил презентацию по апробированной игре. В итоге в школе создали банк учебных игр.

Нам было важно, как восприняли использование игровых технологий дети. Была проведена анкета среди младших школьников и подведены итоги:

1. Любишь ли ты играть?

Да — 86%

Не очень-12%

Нет -2%

2. На каких уроках вы играете в школе?

— Мы играем на уроках по всем  предметам.

3. Чем полезны игры?

— Игры воспитывают, развивают нашу речь.

— Игры приносят пользу: я узнаю много нового, развлекаюсь, обучаюсь.

В дальнейшем опытно-экспериментальную работу планируется вести по апробировать педагогические игры.

Итак,  значение игры невозможно свести только к развлекателъно-рекреактивными возможностям. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игровые технологии строятся как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы. В результате анализа проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что базовые компетенции учителя (коммуникативная, психолого-педагогическая, методическая, предметная, исследовательская, готовность к самообразованию) повышаются, что позволит педагогам безболезненно перейти к реализации нового ФГОС. В связи с этим, опыт перехода от методического объединения к работе в условиях кафедры оценен положительно.

 

 

Литература.

  1. Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования.

2       2 Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1966. № 6

3       Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999

4 Занько С. Ф. и др. Игра и ученье.  М., 1992.

5 Игры -обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 1994.

6 Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983.

7 Педагогическое творчество в школе (из опыта учителей России) / Под ред. В.Ф. Кривошеева — М., изд-во НИИ школ МО РСФСР, 1992. — 114 с.

8. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996.

9. Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.,   1985.

10  Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1996.

11  Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997

12  Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. М., 1994

Добавить комментарий

Ваше мнение

В среднем каждый день я трачу на интернет ...

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...