Лента активности

Последние комментарии

Последние новости

Кононова И.В. | Сайт МКОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино

Версия сайта для слабовидящих

Главное меню

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Дружественные сайты

Кононова Ирина Владимировна,
учитель начальных классов,
оюразование среднее специальное,
категория первая,
стаж работы в школе 27 лет.

Проект «Пауки»

 

 

 

Рефлексивная игра на уроке.

В младшем школьном возрасте ведущая деятельность – учение. Обучение в школе и учение при этом могут не совпадать. Чтобы учение стало ведущей деятельностью, оно должно быть организовано особым образом. Оно, должно быть, сродни игре: ведь ребенок играет потому, что ему хочется, это деятельность ради нее самой, просто так. Продукт учебной деятельности – сам человек. Козвонина В.П. и Кононова И.В. в течение нескольких лет работали по изучению рефлексивных игр и апробации их на уроке. Вашему вниманию предлагаем опыт работы по данной теме.

Рефлексивная игра относится к играм открытого типа. В отличие от игр, протекающих по сценарию и по заранее описанным правилам (таких как деловые игры или ролевые игры), рефлексивные игры представляют собой процесс социального взаимодействия, в котором роли, правила и сюжетные ходы генерируются участниками прямо по ходу игрового действия

Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. В социальной психологии рефлексия означает умение индивида осознавать то, как он воспринимается другими людьми, партнерами по общению.

Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Исходя  из функций рефлексии, предлагается следующая классификация рефлексивных игр:

  1. 1.     Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Для этого учитель использует следующие рефлексивные игры:

-карточки с изображением лиц

-зеркало

Перед уроком или после урока вывешивается листок с двумя нарисованными солнышками (весёлым и грустным). Дети палочками отмечают своё настроение. Но поставив палочку многие не спешат уйти, а тут же делятся друг с другом и с учителем, почему у него хорошее или не очень настроение.

цветовое изображение настроения

Метод эмоционально-цветовой аналогии .

Выбор цвета:

Красный — активное, восторженное настроение

Оранжевый- радостное, тёплое

Желтый- светлое приятное

Зелёный- спокойное, ровное

Синий- грустное, печальное

Фиолетовый- тревожное, тоскливое

Черныйсостояние крайней неудовлетворённости

эмоционально-художественное настроение

Чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов игры «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

  1. 2.     Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Например:

Лестница успеха

Через всю обложку тетради (снизу вверх) проходит лестница. На нижней ступеньке схематично изображён ученик, а на верхней — красочная картинка с изображением энциклопедии (о животных, о космосе, о художниках — в зависимости от увлечения ученика). Ежемесячно проверяется скорость чтения, результаты заносятся на ступеньки. Хорошо видно, как ребёнок продвигается по чтению относительно своих же собственных результатов. Часто меняются начало и конец лесенки. Внизу помещается футболист с мячом, вверху – ворота, Золушка – Принц с туфелькой; гоночная машина — финишные ворота и т. д

Гейм «Заморочки из бочки».  

Задание.

Соединить стрелками: зелёными — синонимы, синими – антонимы. Вставить пропущенные буквы и выделить ту часть слова, в которую вставили букву.

¨      С _деть сложа руки.                          Пр_пустить мимо ушей.

¨     Н _вострить уши.                               См_треть в оба.

¨      З _рубить на носу.                              З.сучив рукава.

¨       Г _лова как решето                             З_блудиться в трёх соснах.

¨      Пр _глотить язык.                               П._терять почву под н _гами.

 

Рефлексия

— На уроке прозвучали фразеологизмы. Подчеркните фразеологизмы, которые соответствуют вашему настроению на уроке.

¨      Сидеть сложа руки.                          Пропустить мимо ушей.

¨     Навострить уши.                                 Смотреть в оба.

¨      Зарубить на носу.                              Засучив рукава.

¨       Голова как решето                             Заблудиться в трёх соснах.

¨      Проглотить язык.                              Потерять почву под ногами.

Самооценка

Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке учитель предлагает  ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» — ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«»  — ответил по своей инициативе, но ответ неправильный
«+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» — не ответил.

Цветопись

Это элементарный анализ ребёнком своей работы на уроке. И если ребёнку все понятно на уроке, он оценивает свою работу, например, красным цветом, если у него появились вопросы, то зеленым, а если многое непонятно и настроение его тревожное, то жёлтым.

Все данные, полученные с помощью цветописи, переносятся в цветоматрицу класса. Эта цветоматрица отражает эмоциональное состояние класса. Цветовая гамма по вертикали показывает настроение класса, а по горизонтали динамику эмоциональных состояний ребёнка изо дня в день.В момент заполнения цветописи выясняются причины того или иного состояния ребёнка. Сопоставление данных цветописи, наблюдения и общения дают достаточно надежный материал об эмоциональном состоянии ребёнка, класса.

  1. Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Например :

приём незаконченного предложения

Фразы из рефлексивного экрана на доске:

¨    сегодня я узнал…

¨    было интересно…

¨    было трудно…

¨    я выполнял задания…

¨    я понял, что…

¨    теперь я могу…

¨    урок дал мне для жизни…

          мне захотелось

¨    я почувствовал, что…

¨    я приобрел…

¨    я научился…

¨    у меня получилось …

¨    я смог…

¨    я попробую…

¨    меня удивило…

 

Древо познаний

Проводя рефлексию, учитель  просит учеников высказать своё мнение об уроке, о своей деятельности и если есть положительные ответы, на ствол дерева вывешивается листик. Обычно, дерево покрывается листьями за неделю. После рефлексии виден результат работы учителя и успешность учеников.

-Лото

Берётся мешочек с бочонками от игры «Лото» и составляется список вопросов из изученной темы. Ученик достаёт пять бочонков с номерами вопросов. Если все ответы, данные учеником, — верные, то получает «отлично», если ответил на четыре вопроса – «хорошо». Если затрудняется, даётся время на повторение темы. Тот же зачёт, но игровая форма и прозрачность оценивания, делает его более привлекательным для учеников и учителя.

Плюс- минус- интересно

В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Учитель предложил детям спроектировать  модели игровых рефлексивных ситуаций на уроке.

Рефлексивные игры придуманные детьми:

¨    Лифт – на какой этаж поднялся в конце урока.

¨    Тепло – холодно — на карточках вопросы, дети вытягивают «билет». Если правильно ответил, то все встают – «тепло», если неправильно  — прячут голову – «холодно»

¨    Волна знаний

¨    Башни (на какую башню поднялся) – на доске рисунок.

¨    Дорога – на дороге «машинки» (показать, где находимся – в начале пути, в середине, в конце – в зависимости от понимания содержания урока)

¨    Яблоки знаний – из корзинки  на изображение яблони помещаем яблоки:    всё понятно – красные, не совсем понятно – жёлтые,     ничего не понял — зелёные

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

¨    Рефлексивные игры позволяют создать условия для индивидуального развития учеников, формирования адекватной самооценки, умения ставить перед собой цели, способствуют развитию познавательной активности,

¨     выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Однако процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Ваше мнение

В среднем каждый день я трачу на интернет ...

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...