Лента активности

Последние комментарии

Последние новости

Худякова С.Ф. | Сайт МКОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино

Версия сайта для слабовидящих

Главное меню

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  

Дружественные сайты

Худякова Светлана Федоровна,
учитель начальных классов,
образование среднее специальное,
категория первая,
стаж работы в школе 27 лет.

Проект «ТАЙНЫкомнатных растений»

 

 

Дидактическая игра на уроке. 

Обучение в школе направлено на формирование у детей определенного объема знаний и навыков. Но традиционное классно — урочное обучение в школе может стать монотонным и однообразным. Монотонность — одна из основных причин снижения мотивации к учению. Учитель привык преодолевать сопротивление учеников, нормальным считается учиться «через не хочу», естественно желание ученика, чтобы урок поскорее закончился. Отделенный от учителя этой баррикадой, ребенок и с одноклассниками не всегда привык сотрудничать. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, где задания примитивны, отсутствие степеней свободы в решении; присутствует явная искусственность и т. д. Худякова Светлана Фёдоровна в течение нескольких лет изучала опыт проведения дидактических игр.

Для чего нужна дидактическая игра? Для поддержания или создания интереса к предмету, для стимулирования деятельности, для развития познавательных процессов (воображения, памяти, наблюдательности, восприятия, сообразительности, скорости мышления и т.д.). Любая игра имеет правила, благодаря которым происходят преодоления трудностей, социальное утверждение через подчинение правилам, развитие волевого поведения. Всякая игра есть испытание воли. В игре ежеминутно происходить отказ ребенка от мимолетных желаний в пользу выполнения взятой на себя роли. Происходит развитие произвольного поведения. Итак, дидактическая игра – игра с готовыми правилами, которую используют как средство развития познавательной активности детей.

Для эффективности проведения дидактической игры Худякова С.Ф.использует следующие этапы:

1.Подготовка игры :определение темы, учебные цели, определение участников игры, распределение ролей.

2. Проведение игры.

3. Подведение итогов игры.

4. Рефлексия.

Стоит отметить, что любая игра будет намного эффективнее, если играть открыто, т.е. обсудить с ребятами, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить и т.д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление, закладывая фундамент игровой культуры. Процесс обсуждения игры — прекрасная школа сложных взаимоотношений, которой порой так не хватает ребятам. Играть всерьез непросто. Вопросов возникает масса. Как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Во что играть? Можно предложить некую условную классификацию игр, используемых на уроках:

— учебные — наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;

— комбинаторные — игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации;

— аналитические — развивающие аналитическое мышление, помогающие приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие;

— ассоциативные — в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;

— контекстные — привлекающие внимание к сложным смысловым связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено и наоборот — передавать информацию самыми разными способами;

У каждого учебного предмета есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Есть игры, включающие познавательные элементы нескольких учебных предметов. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровать, распутывать, разгадывать, а главное – знать сам предмет. Чем искуснее составлена дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями. Многие дидактические игры построены именно на необходимости обнаружить ту или иную закономерность, на способности выдвигать гипотезы, на соревновании в знаниях. Выигрывает чаще всего тот, кто владеет наибольшей информацией. Познавательная активность стимулируется конкурсностью, соревновательным характером игры.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправ¬ленности программы игр в сочетании с обычными дидактически¬ми упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охва¬тывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Ваше мнение

В среднем каждый день я трачу на интернет ...

Посмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...